Эта операция разбивается на два этапа: разрыхление грунта на необходимую глубину обработки и размельчение грунта до такой степени, чтобы было возможно перемешать его со стабилизирующей добавкой. Глубину разрыхления следует тщательно контролировать, так как при излишнем заглублении содержание стабилизирующей добавки в обработанном грунте будет меньшим, чем предусмотрено при малой глубине, а при малой глубине вспашки слой стабилизированного грунта окажется слишком тонким. Глубина вспахивания должна быть несколько меньше, чем проектная толщина уплотненного слоя стабилизированного грунта. Необходимость этого определяется разницей объемных весов необработанного грунта основания и проектируемого стабилизируемого слоя. Для разрыхления грунта на необходимую глубину наиболее подходящими механизмами являются плуг или тяжелая борона с приспособлениями для точного выдерживания постоянной глубины разрыхления.
Рипперы и культиваторы используют для этих целей все реже и реже. Плуг может быть также применен для отвала грунта по направлению к оси дороги; при этом у обочин образуются вертикальные края корыта, чем ограничиваются пределы обрабатываемой полосы грунта. Для размельчения грунта употребляют фрезы. При некоторых грунтах можно воспользоваться также дисковыми боронами. Измельчение заканчивают после того, как 80% или более от объема грунта, исключая камни, будет проходить через сито с размером ячеек 0,47 см. Поверхность разрыхленного грунта планируют грейдером, обеспечивая равномерное распределение грунта по длине и ширине дороги. Твердые стабилизирующие добавки, например цемент, развозят в мешках заводской упаковки на тележках в намеченные места на поверхности разрыхленного грунта, затем вскрывают и высыпают вручную.