Темпы роста выручки крупнейших российских ретейлеров в 2016 году продолжили снижаться, но их доля на рынке увеличилась. Это произошло за счет вымывания более мелких сетей и сокращения динамики рынка в целом
Рост за счет маленьких
Доля десяти крупнейших российских продуктовых розничных сетей выросла на 3 п.п. в 2016 году по сравнению с 2015 годом. При этом средний рост их выручки, напротив, сократился на 7 п.п. и составил 13%, следует из данных «РБК Исследования рынков». Таким образом, увеличение доли федеральных ретейлеров обусловлено не столько их операционными достижениями, сколько вымыванием более мелких игроков и замедлением рынка в целом (по итогам 2016 года он прибавил всего на 2,9%), резюмируют авторы исследования.
Динамика средней выручки крупнейших ретейлеров падает с 2014 года, при этом рост их доли остается стабильным. Всего в 2016 году доля топ-10 сетей достигла 27,3% рынка, или 3,7 трлн руб. При этом более половины этой суммы пришлось на две компании — X5 Retail Group и «Магнит». Объем всего рынка розничной торговли составил 13,702 трлн руб.
Доля мелких игроков действительно вымывается в последние годы, и рост всего рынка замедлился, подтверждает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, крупнейшие игроки продолжают рост за счет более низких цен: у федеральных сетей есть преимущество в объемах закупки при переговорах с поставщиками. Ранее авторы исследования UBS Evidence Lab пришли к выводу, что для 80% россиян определяющим фактом при выборе магазина является цена.
Смена лидеров
В топ-10 крупнейших ретейлеров сменился лидер, следует из данных «РБК Исследования рынков». Без учета магазинов формата дрогери «Магнит» уступил лидерство X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Общая выручка «Магнита» в 2016 году превысила порог в триллион рублей. Но годовой прирост оборота был самым низким за последние 11 лет, в то время как рост X5 Retail Group, напротив, оказался максимальным за всю историю компании. В итоге X5 Retail Group заработала 1,026 трлн руб. против 1,005 трлн руб. у конкурента.
В 2017 году cитуация может поменяться, считают аналитики «РБК Исследования рынков». После потери лидерства «Магнит» пересмотрел свои планы на год в пользу более агрессивной стратегии: сеть намерена открыть не менее 2,75 тыс. магазинов, из которых около 1,7 тыс. придется на формат «у дома». Кроме того, планируется обновить внешний вид около 2 тыс. магазинов. Совокупный эффект от открытия и обновления должен увеличить темпы роста выручки «Магнита» до 12-15%, прогнозируют аналитики «РБК Исследования рынков». Основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий ранее озвучивал цифру в 9-13%. Чтобы удержать лидерство и достичь к 2020 году заявленной доли на рынке в 15%, X5 Retail Group придется открыть в 2017 году около 2 тыс. магазинов. Это столько же, сколько и в прошлом году, отмечается в исследовании.
Изменения могут произойти и среди ретейлеров, занимающих четвертое и пятое места соответственно. Уже в первом квартале 2017 года ГК «Дикси» (управляет сетями «Дикси», «Виктория» и «Мегамарт») может уступить по выручке «Ленте», имеющей более амбициозные планы по развитию, подсчитали аналитики «РБК Исследования рынков». В течение года «Дикси» планирует открыть 180 магазинов, а «Лента» — 80, но из них 30 будут гипермаркетами, ссылаются исследователи на данные сетей. Всего в открытие новых точек «Лента» намерена вложить около 40 млрд руб. и увеличить свою торговую площадь на 200 тыс. кв. м. Долгосрочная стратегия компании до 2020 года — войти в тройку крупнейших продуктовых ретейлеров в России. Пока третье место традиционно занимает «Ашан», чья выручка по итогам 2016 года составила 425,2 млрд руб.
Источник: http://www.rbc.ru/business/21/03/2017/58cfe31b9a7947e214754eda