Чем манят в ИПК
Главный стимул участвовать в пенсионной реформе Минфина — налоговые стимулы работодателям и работникам по налогу на прибыль и НДФЛ. В обсуждаемой правительством терминологии речь идет о «формировании пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала в системе негосударственного пенсионного обеспечения» (ИПК), с концепцией которого удалось ознакомиться «Газете.Ru».
Работодателям предложен налоговый вычет по налогу на прибыль.
По этому налогу суммы, уплачиваемые работниками в ИПК, но не превышающие 6% от зарплаты каждого, «при определении базы по налогу на прибыль принимаются к вычету в составе расходов на оплату труда» — говорится в документах Минфина. Причем работодатель сможет вычесть из налога на прибыль больше, чем заплатит работник – первые 6 лет с момента вступления работника в пенсионный план ИПК повышающий коэффициент составит 1,03. В последующие годы он увеличится до 1,06.
Работникам за участие в ИПК предлагаются налоговые вычеты из НДФЛ.
Речь идет о том, что гражданин сможет получить вычет «в полном объеме, но не более 6% от заработной платы плательщика в год». Отметим, что из документов Минфина следует, что гражданин получит право оплачивать взносы не только за себя, но и за близких родственников, а эти платежи также попадут в вычет в рамках обозначенной квоты.
Концепцией предусмотрено, что для работников, у которых суммы взносов удерживаются из зарплаты, вычет предоставит работодатель по основному месту работы. Самостоятельным плательщикам вычет предоставляется при представлении налоговой декларации.
Идеи о повышении ставки НДФЛ с 13% до 15% для отказников от ИПК, которые на прошедшей неделе источники приписывали министру экономического развития Максиму Орешкину, в концепцию Минфина не включены.
Как это заработает
Ключевым элементом управления новой системой окажется Центральный администратор (ЦА).
Организационно-правовая структура ЦА в материалах Минфина не разъясняется, но полномочия этой организации вполне сопоставимы с возможностями Пенсионного фонда. Эта организация займется и «ведением агрегированной базы пенсионных счетов», и будет выполнять функции агента НПФ. ЦА получит и право на администрирование взносов, уплачиваемых участниками. При изменении участником тарифа уплаты взносов, смене НПФ и передаче накоплений, поддержке системы гарантирования, выверке данных будет использоваться агрегированная база пенсионных счетов ЦА. Типовые пенсионные правила и типовые правила финансирования пенсионного плана ИПК установит Центральный Банк. Предусмотрено и создание системы гарантирования пенсионных прав.
Сама система будет построена на добровольно-принудительной основе.
В момент ее запуска всем гражданам, имеющим действующий трудовой договор или договор гражданско-правового характера на срок не менее 3 месяцев и зарегистрированным работодателем в пенсионном плане ИПК, ЦА выставит две оферты. Одна — о выборе НПФ. Другая — о выборе схемы уплаты взносов.
Предполагается, что финансовую основу пенсионного плана ИПК будут составлять взносы участников по ставке от 0% до 6%. Кроме того, участник сможет зафиксировать или изменить ставку взносов. Предусмотрена и возможность приостановить уплату взносов на срок до 5 лет – «в любой момент по заявлению». «По умолчанию ставка взносов будет ежегодно плавно возрастать с 0 до 6%», – говорится в документах Минфина. А перечисление взносов может осуществляться как самим участником, так и его работодателем.
Каждый новый работник при поступлении на работу по трудовому договору будет автоматически регистрироваться работодателем в пенсионном плане ИПК так же через ЦА.
Размер пенсионных выплат по ИПК будет напрямую зависеть от объема сформированных накоплений. Предлагается обеспечить пожизненные пенсионные выплаты, а в случае недостаточности накоплений, они будут заменены на срочные. Кроме того, гражданам предлагается разрешить изымать часть средств досрочно «при наличии определенных обстоятельств». Но в случае досрочного снятия средств не на пенсионные цели, они будут облагаться НДФЛ.
Кто платит за реформы
Впрочем, из системы ИПК можно будет выйти в любой момент – тогда пенсионные права гражданина будут обеспечены лишь обязательной страховой системой. В концепции Минфина нет намеков, как трансформируется страховая пенсионная модель в долгосрочной перспективе. Уже сейчас страховые накопления выражены не в реальных деньгах, а в пенсионных коэффициентах. В материалах Минфина указано, что в случае начала реформы с 2019 года стоимость пенсионного коэффициента к 2035 году уменьшится всего на 23 коп.
На уровень пенсионных накопления и уровень оплаты труда окажет влияние параллельная пенсионной налоговая реформа и реформа страховых взносов. «Ненефтегазовый налоговый маневр» так же предъявлен Минфином для широкого обсуждения с начала предстоящей недели.
В феврале в интервью «Газете.Ru» министр финансов Антон Силуанов говорил о том, что он отодвинул пенсионную реформу на более поздний срок потому, что считает «более правильным увязать эту реформу с предложениями по налоговой системе». «Тогда у нас появятся налоговые преференции для тех, кто будет участвовать в системе добровольного накопления на пенсию». – отметил тогда министр.
В пятницу, 10 марта, президент «Опоры России» Александр Калинин сообщил RNS, что Минфин предлагает рассматривать основным вариантом налогового маневра – «увеличение НДС с 18% до 22% и снижение ставки страховых взносов до 22%». Источники в правительстве подтвердили «Газете.Ru», что именно эти параметры Антон Силуанов уже обсуждал 9 марта с руководителями деловых объединений. По словам источников повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб в бюджет в год.
Снижение ставки страховых взносов на фонд оплаты труда с 30% до 22% приведет к потерям бюджета около 1,7 трлн руб. Частично эти потери будут компенсированы за счет предлагаемой Минфином унификации тарифа взносов в ПФР и ФСС.
Сегодня в ПФР уплачивается 22% от начисленной до уровня 796 тыс руб годовой зарплаты. Доходы сверх этой суммы облагаются по ставке 10%. Ставка взноса в ФСС составляет 2,9%, но взимается только с зарплаты в размере 718 тыс руб. в год. Льготные пороги как раз и исчезнут в результате этой унификации, которая коснется, прежде всего, высокоплачиваемых работников с зарплатами до 200 тыс. руб. и выше. А платить высокие зарплаты работодателям окажется неудобно. Такие зарплаты по подсчетам Минфина только у 2% занятых в формальном секторе – рассказывает другой чиновник, знакомый с дискуссией.
По его словам, для бюджета такой маневр наиболее выгоден. Так же просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от полутриллона до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов.
Допдоходы оценены в сумму около 200 млрд руб в год в том числе и за счет экономии страховых взносов, которые должна уплачивать бюджетная система за своих работников.
Таким образом, одним из эффектов налоговой реформы окажется перераспределение бюджетных средств на выполнение майских 2012 года указов президента по увеличению зарплат отдельным категориям граждан. Источники в правительстве говорят о перераспределении около 150 млрд руб.
В Минфине главным эффектом налоговой реформы называют обеление «серых» зарплат, которые выплачиваются в конвертах или зарабатываются самозанятыми. Объем «серых» зарплат оценивается от 5 до 10 трлн руб в год. Дополнительный бонус предприятиям, работающим «в белую», — выравнивание конкурентоспособности с неформальным сектором.
Но безоговорочно принимать реформы Минфина бизнес не спешит. «При увеличении НДС фискальная нагрузка на предприятия с высокой добавленной стоимостью увеличится почти на 25% , к примеру, для предприятий машиностроения. Мы считаем, что для компенсации должен быть возвращен инвестиционный вычет на налогу на прибыль для предприятий с высокой добавленной стоимостью», – сказал Калинин.
Другие возражения Антон Силуанов сможет выслушать уже в понедельник 13 марта: в этот день в 10:00 в Москве откроется налоговый форум, который проводится в рамках недели российского бизнеса, и который начнется с обсуждения этих реформ.
Обсуждение в правительстве окажется более сложным и длительным — в пятницу в Минэкономразвития подтвердили получение предложений Минфина, сообщив, что ведомство изучает их.
В Минтруде сказали, что не видели предложений Минфина.
Источник: http://www.gazeta.ru/business/2017/03/11/10569227.shtml